Концепция «Москва – третий Рим». нужно рассказать для зачета по истории

12 года назад от Анечка Петрова

1 ответ



0 голосов
Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как премников Римской империи.
Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii) , использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на премственность по отношению к Византии.
 
К началу 16 века, освободившись от татарской зависимости, приобретя таким образом независимость и собрав под свое начало русские земли, Московское княжество становиться серьезным государственным образованием.
Кроме того, Ивана III женился на Софье Палеолог. И хотя Софья была царевной уже не существующей Византийской империи, вместе с гербом Византии - двуглавым орлом - на Московское княжество переходило как бы е религиозное и политическое призвание. Москва фактически становилась премницей Византии и в политическом, и в религиозном отношении.
Московские Великие князья фактически становятся в один ряд с другими европейскими государями, но международный авторитет надо укреплять и уже начиная с Василия 3, Московские Великие князья претендуют на царский титул.
А Европа к началу царствования Ивана III была ошеломлена появлением к востоку от своих границ огромного государства, с которым искала теперь формы политического союза, пытаясь привлечь его и в качестве участника коалиции христианских государств под руководством Рима, и в качестве союзника против Турции, широко распространившей свое влияние на Восток. Взамен Москве предлагалось: признание за ней права на “Византийское наследство” и коронование Московского великого князя “из рук папы” в "христианского царя". Москва, как известно, уклонилась и от участия в антитурецкой коалиции, и от папской коронации, а на предложенные условия унии (объединения) ответила идеологемой "Москва - третий Рим", как бы заявля и о своей автономии в коалиции христианских государств, и о своем праве на самостоятельную политику на Востоке. Русское государство готово было демонстрировать свою силу, а Запад уже понял, что с этой силой придется считаться.
Таким образом, теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества и образования централизованного государства.
 
Теорию "Москва - третий Рим" обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея (ок. 1465 - 1542) . Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу, царскому дьяку М. Г. Мунехину и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал е в сответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Филофей писал царю:
 
"Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".
 
Таково, по мнению Филофея, "настояще" и "будуще" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - третий Рим".
 
Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ране митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год) , Филофей же лишь "обосновал" её в сответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
12 года назад от AURA

Связанные вопросы