Что такое звукопись и звукоподражание в литературе?

12 года назад от татьяна

2 Ответы

0 голосов
ЗВУКОПИСЬ, -и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений. Звукоподражание применяется в передаче пения птиц, топота копыт, шума леса и т. п.
Например, в басне И. А. Крылова «Мор зверей», чуть затягивая голосом набранные курсивом слоги в стихах, мы услышим мычание вола:
— «И мы
Грешны. Тому лет пять, когда зимой кормы
Нам были худы. »
Однако задача писателя — не добиваться внешнего жизненного правдоподобия, не воспроизводить при помощи звуков речи те или иные жизненные явления, а создать словами образ, раскрывающий правду жизни, нарисовать жизненную картину и в ней выразить свою мысль, своё отношение к жизни. Не следует поэтому преувеличивать значение звукоподражания как средства художественной выразительности в поэтической речи.
12 года назад от Flash Lite
0 голосов
Звукопись — применение разнобразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки. В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
 
В целях звукописи может использоваться: а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну, / Тронул сонную струну» (А. Блок) ; б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув, / На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак) ; в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер вет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин) ; г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору, / С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов) . Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.
12 года назад от LOSTMEN

Связанные вопросы