Чего не хватило Филиппу Доброму и Карлу Смелому, чтобы превратить их личный союз земель в суверенное государство?

А красивый был проект у Филиппа Доброго! Промышленная мощь Нидерландов (всех! -и Южных, и Северных) , пшеница и животноводство Пикардии и Артуа. На юге -ядро из четырёх крупных владений -две Бургундии (герцогство и графство) , Невер, Шароле -льноводство, виноделие, густонаселённые крестьянские регионы. Посередине - вырванное у тётки герцогство Люксембург (крепости, торговые перекрёстки, военная дорога из Южной Европы в Нидерланды) . К концу правления предпоследнего Великого Герцога Запада владения Бургундской ветви Валуа широким полумесяцем охватывали с востока Францию (которая тоже отнюдь не была пока национальным государством) . Ещё бы получить Лотарингию -и полумесяц замкнётся.
 С помощью португальцев (третья жена -португалка) строит судоверфь в Брюгге, дабы мануфактуры Фландрии и Брабанта не остались без шерсти после охлаждения отношений с англичанами. Выход к морю есть. Собственный передовой флот. В союзниках Португалия, которая всё дальше огибает с запада Чёрный Континент.
 Семьдесят лет прожил Филипп. И на излёте Столетней войны шаг за шагом выворачивался из-под сюзеренитета монархов. Побеждает Леопард? Признать в Труа Генриха Пятого Англичанина королём Франции? - пожалуйста, но править будем совместно с Генрихом - двуединая монархия, англо-бургундский кондоминиум. Снова побеждают Лилии? Через 15 лет в Арасе признать королём Карла Седьмого? - не вопрос, давайте пару графств, Пикардию и долину Соммы. Да, и оммаж Карлу приносить никогда не буду. Хотя, де-юре, вроде, вассал.
 Параллельно прощупывает, нельзя ли получить корону от Фридриха III Габсбурга - императора СРИГН. Последний осторожно предлагает Филиппу войти в СРИГН только Брабантом или Фризией, миникорольком. Такое Доброго не устраивает.
 Но институты под будущий суверенитет создаёт. Заведём-ка свои Генеральные штаты, свою Палату в Мехелене (высший апелляционный суд, чтобы самые резонансные дела не в Париже рассматривать) . Для консолидации знати - Орден Золотого Руна. И армия, армия (ордонансовые роты) .
 Даёт приют в своих владениях злобному, субтильному и хитрому как дьявол юноше - дофину Людовику, спасающемуся от отца - будущему Всемирному Пауку. После смерти Карла Седьмого заключает с юнцом договор: посвящаю тебя в рыцари, короную в Реймсе, сопровождаю в Париж, никто не посмет не признать королём, когда за тебя - герцог Запада 1. А ты в ответ сущую малость: издашь акт высшей юридической силы, по которому герцоги Бургундии отныне не вассалы короля Франции!
 Чем так обаял Паук опытнейшего Филиппа, а потом и сына его Карла, что они позволили ему обмануть сначала первого (вассалитет так и не снял) , потом второго? (договор в Перонне) .
 С этого начинается череда труднобъяснимых срывов у Отца и Сына последнего шага к суверенитету. Карл Смелый мечется - блестящий, рыцарственный, богатейший, внешне могущественный, но всякий раз видимое могущество рассыпается в прах. Ничего не получается до конца. Лига Общественного блага? Тяжёлая, спорная победа над Людовиком при Монлери, а выбитые уступки за несколько лет сведены на нет. Трирская конференция с Фридрихом III Габсбургом? Почти уже возложенная на голову корона уплывает. В прямом смысле - в виде сбежавшего на корабле по Мозелю императора, поставившего Карла в унизительное положение. Скординировать действия с англичанами (Йорками) и наступать на Францию совместно? - не удаётся.
 Три брака с первыми красавицами из королевских домов - и только один ребёнок. Дочь Мария. Богатейшая невеста Европы. Но погибни отец - и развалится личный союз земель.
 И вот, стараниями Паука, Карл оказывается одновременно врагом Франции, Империи и Швейцарской Конфедерации. Попытка силового разрубания гордиевого узла.
 В какой момент, как полагаете, не хватило немного везения (ума, терпения) бургундцам?
1 день назад от dormodern

1 ответ



0 голосов
Филиппу Доброму и Карлу Смелому не хватило суверенитета де-юре, так как они были вассалами короля Франции и императора Священной Римской Империи, даже если действовали как монархи.
 Кроме того, в провинциях не было общего законодательства, хотя герцоги создали общие институты.
А может быть правителям не хватило немного везения, ума, терпения.
15 часов назад от Маргарита Увжикоева

Связанные вопросы