Наука и образование при Иване Грозном

Как развивалась или наоборот деградировала наука при Иване Грозном, кто этому способствовал и каковы были причины
1 год назад от DonniePortus

1 ответ

0 голосов
Монополию просвещения держали священники. Сеть школ была еще крайне мала. Несмотря на решения Стоглавого собора расширить количество «книжных» училищ, существовавших ране только в Москве и Новгороде, во многих городах так и не удалось организовать школ, даже церковных. Ко второй половине XVI в. относится создание первых арифметик, которые в XVII в. станут главным пособием обучения молодых людей. Расширились этнографо-географические представления. В Азбуковники были занесены сведения о западных и некоторых восточных народах. Были составлены карты-схемы многих земель Российского царства. Знакомство с теоретическими сведениями из области механики и математики обнаружили архитекторы, строители собора Василия Блаженного. Большим багажом практических сведений в области металловедения обладали литейщики. Артиллерия широко использовалась в восточных и западных походах. Богатейший опыт солеваренного дела был обобщен в «Росписи, как зачат делат новая труба на новом месте», которая содержит техническую инструкцию по бурению для добычи рассола, строительству буровых вышек и технике проходки грунта. Некоторые успехи сделала и практическая медицина. Больницы и богадельни были образованы при всех крупнейших монастырях. Туда предписывалось помещать нищих чернецов и черниц. Практическая медицина еще неразрывно была связана со знахарством. С распространением медицинских знаний постепенно отступало знахарство, связанное с различными суевериями. Впервые пробудился интерес к рациональному ведению сельского хозяйства. Свидетельством этого остался «Назиратель» — своеобразная практическая энциклопедия по вопросам сельскохозяйственного труда и быта. В целом, несмотря на подержку государством некоторых прикладных наук, их прогресс был медленным. Контакты с зарубежными странами в области книгопечатания, практической медицины и астрономии существенно не влияли на уровень их развития. Причину этого следует искать в положении науки, которая из служанки богословия постепенно превращалась в служанку теократического государства, унаследовавшего от церкви основные принципы в области просвещения и культуры.
1 год назад от Здоровая Няша

Связанные вопросы