Как пpaвильнo cocтaвить

1 год назад от FredrickF555

1 ответ



0 голосов
Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?
 
Ничего подобного. Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента.
 
Разумется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Боле того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это — редкость. Шекспировский Яго, как воплощение зла, и Мышкин, олицетворяющий добро, — уникальны. Иначе Шекспир не создал бы «Отелло».
 
В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло — произвольны.
Так что, упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу.
 
Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Какого-нибудь рецидивиста я легко мог представить себе героем войны, диссидентом, защитником угнетенных. И наоборот, герои войны с удивительной легкостью растворялись в лагерной массе.
 
Разумется, зло не может осуществляться в качестве идейного принципа. Природа добра боле тяготет к широковещательной огласке. Тем не мене в обоих случаях действуют произвольные факторы.
 
Поэтому меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр! Человек подл! Человек человеку — друг, товарищ и брат. Человек человеку — волк. И так дале.
 
Человек человеку. как бы это получше выразиться — табула раса. Иначе говоря — все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств.
Человек способен на все — дурное и хороше. Мне грустно, что это так.

С. Довлатов
1 год назад от паша ерестов

Связанные вопросы

2 ответов
3 года назад от Александр Сомов