Способен ли потребитель продуктов массовой культуры и масс-медиа понять подтексты и контексты притчи без примечаний?

«Притча о трёх собаках» (2007)

Позавчера я видел потерявшуюся болонку. Вчера мимо меня пробежала неизлечимо больная собака с ошейником на ше. Сегодня я обменялся взглядом с бездомным псом-сторожем.

Болонке я отдал кусок хлеба, который нёс с собой на работу. Грязная собака с ошейником вызвала у меня слезы. Поймав мой понимающий взгляд, пёс-сторож выпрямил спину и потрусил с таким видом, будто у него была какая-то цель.

Бедолага. Он еще не попадал в ситуации, после которой теряешь внешний облик, отражающий твой архетип. Он не оголодал до такой степени, чтобы без лишнего тявка согласиться на утрату образа ради помоев. Проведя несколько дней на холодных улицах, неприкаянный пёс-сторож одним своим видом настойчиво предлагал услуги неведомому Новому хозяину. Не важно, помнит ли пёс-сторож прежнего хозяина. Главное, что у него осталась толика биологических сил, чтобы еще несколько часов побыть в знакомой удобной роли. До первой автомашины, которая отдавит лапу… До первой группы жестоких людей, которые забьют ногами до полусмерти… До встречи со стаей, которая возьмется охранять свое мусорное царство…

Мне не трудно представить прошлое всех этих бродячих псов, которыми переполнен город. Болонка жила с выжившей из ума ленинградской старушечкой. Вдвоем они сидели на продавленном диване и сутки напролет пялились в мутный экран советского телевизора. Однажды соседи проснулись от собачьего воя. Взломали дверь и нашли мертвую хозяйку комнаты в коммунальной квартире. А что болонка? Диванная собака так испугалась смерти, что опрометью выскочила из подъезда. И опомнилась… Впрочем, эти диванные собаки по определению не способны прийти к какой-либо норме. Принимая хлеб из моих рук, болонка смотрела сквозь меня. Она не видела ничего общего между мной и навсегда потерянным диванным раем.

Люди подобны этим бездомным собакам. Кто ностальгирует по СССР и хочет что-то «возрождать», тот подобен псу-сторожу. Их еще можно успокоить куском хлеба. Кто не пришел в себя после дефолта 1998 года, тот похож на болонку, чью шерсть никто никогда не возьмется выпрямлять человеческой расческой. Мои оппоненты и недруги, обыватели и дураки уподобляются паршивым псам с ошейником на ше. Они вызывают у меня слезы. Потому что, сохранив ошейник, мимо меня, не слушая пророчеств, прогнозов и предупреждений, несколько поколений наперегонки бежит в сторону пропасти. (Анатолий Юркин)

Источник: газета «Новый Петербургъ», (853) , стр. 5.
2 года назад от Владимир Романчук

2 Ответы

0 голосов
Смотря каков возраст и социальный уклад жизни твоего "потребителя". Молодой с шилом в заднице активный не будет сильно озадачиваться притчами, у него дискотеки-попойки-и т. д. Этот поймёт про сторожа только. Средний возраст 30-40-50 заинтересуется, но чтобы ВСЁ понять = это едва ли. Хотя возможно. К этим добавляется болонка. А старшие понять могут про последнего. Только если как ты говоришь это "потребители масс-культуры" - им тоже неохота возможно будет. Уже. Вечные Санта-Барбары к старости ума не добавляют, слышно только "вай, посмотри какой милок! Эх вот бы мы с Василием/Аксеньей сейчас были такими! Мы бы такого! ". Степень богатства влияет тут правда на только то что у таких в холодильнике и во что одеты и куда сходить могут, где живут.

Мне 32 - но я не "потребитель" твой, ум есть, масс-медиа = нету, с богатством - чуть бывает ещё подождём, вроде не к спеху. Как и сказал, я попадаю в тот же возраст - но видимо то ли к вечеру голова не работает, то ли сображения на паршивого пса не хватило. Отличие на самом деле невелико, потому что Эйнштейнов и баснописцев Крыловых = единицы. Гоголей, Пушкиных. Всем нужно "хлеба и зрелищ! " что и есть эта масс-культура. Высокодуховное утомляет, как богатую пищу могут есть ежедённо лишь аристократы на манер "рябчики под винным соусом с миндалём и голубикой" (такого блюда нет, сам тебе вот слепил) - так крестьянам, особенно недалёким которые только дрыгать ногами под музыку разряда "лютики-цветочки" достаточно и бургеров с картошкой фри и колой, или спрайтом кому кола не вкус. Кем родились = тем и являемся зачастую.

Как я определил кому какая собака? А просто это зеркало такое, ты видишь обратную сторону себя отчётливо. Молодёжь увидит старое лишившеся дома СССР как и въявь здесь видят, старики имея мудрость уже знают всех своих врагов и чем им насолили. А вот средние - видят себя, если видят. В юности ты мечтаешь о будущем - но и видишь его технически здесь в старцах, Старый ты уже обретши опыт вспоминаешь свои наделанные ошибки. А в настоящем = ты видишь себя. Если видишь. Беда, зеркало неровное, волнами как вода, изображение размывается и не совсем понятно ты это или не ты. И что будет хотя бы завтра. Активность и деятельность твоей жизни и есть эти волны. И чем ближе ОБА параметра одновременно к максимуму = тем волн больше, А когда один слаб - тогда и волны вроде и не очень как-то.
2 года назад от BonnieColby
0 голосов
Очередной чокнутый.

 Город был назван Санкт-Петербург

"несколько поколений наперегонки бежит в сторону пропасти. "
Очень давно известно, что наша жизнь - замедленный прыжок из материнской утробы в могилу.
2 года назад от Валерия Болдина

Связанные вопросы