История Росии. Содержание и исторический смысл теории "Москва - Третий Рим"

12 года назад от na3uTuff_227

2 Ответы

0 голосов
Идеологема "Москва - третий Рим" является смысловой основой мессианской концепции периода образования Русского централизованного государства, которую можно назвать своеобразным прологом русской философии истории, в значительной степени определившей мессианское направление и проблематику е развития. Ее обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея (ок. 1465 - 1542) . Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу, царскому дьяку М. Г. Мунехину и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал е в сответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Филофей писал царю:
"Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать" .
Таково, по мнению Филофея, "настояще" и "будуще" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - третий Рим".
Следует отметить, что идея Филофея объединила в себе черты весьма распространенной во всех христианских странах теории "Длящегося Рима", утверждавшей нескончаемость Римской державы вплоть до завершения земной истории. В той или иной степени стремление заявить об идентичности своего государства с "римским царством" находит отголоски в общественной мысли разных народов западной и восточной Европы. На Руси глашатаем этой идеи были русские книжники из рядов иосифлян, занявшие к началу 20-х годов XVI века господствующе положение в русской церкви и официальной идеологии. В развитие идей иосифлян формулировка Филофея вычленяла в теории "Длящегося Рима" новый аспект, связывающий роль Русского централизованного государства как единственной опоры православия со всемирно-историческим процессом.
В обозначенной Филофем формуле были объединены и выражены, таким образом, две фундаментальные идеи: 1) премства царств и 2) богоизбранности русского народа. Обе они давали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы, е мессианской роли в будущем.
Идея Москвы как третьего Рима имела и глубокое историческое основание. Для русского религиозного сознания, привыкшего сверять свои мысли и поступки с авторитетом истинной веры, нерушимым оплотом которой почитался второй Рим - Константинополь, падение этого оплота, сначала духовное, вследствие согласия греческих иерархов на Флорентийском соборе 1439 г. на унию с католической церковью, а затем и политическое - захват города турками в 1453 г, было равносильно вселенской катастрофе. Общественное сознание усиленно искало адекватную ему замену. Москва, одержавшая в недавнем прошлом победу над "неверными", выступившая собирательницей русских земель и защитницей всех православных народов, предстала как вполне достойная восприемница второго Рима - Константинополя.
Прозрения Филофея точно отражали и политические реалии того времени: на Руси закончился удельно-родовой период исторического развития, победой на Куликовом поле было положено начало формирования русского централизованного государства, рядом с властью великого князя Московского не оставалось других, сопоставимых с ней, политических сил. К этому времени завершилась смена политической парадигмы: удельно-местническая политика с е своекорыстием и партикуляризмом уступила место политике национально-державной. В определенной мере этому способствовала женитьба Ивана III на Софье Палеолог. И хотя Софья была царевной уже не существующей Византийской империи, вместе с гербом Византии - двуглавым орлом - на Московское княжество переходило как бы е религиозное и политическое призвание. Москва фактически становилась премницей Византии и в политическом, и в религиозном отношении.
Эта идея была своеобразной "точкой роста" зарождающегося национального самосознания.
12 года назад от Дмитрий Воротков
0 голосов
После второго Рима - Константинополя, искали новый центр объединяющий определенные политические силы
 
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах о этих "подарках" нет и упоминания. Аналогично, "шапка" - изделие гораздо позднего периода, наиболе вероятно татарской работы, "яблоко и крест" на которой появились не ране XVIв.
12 года назад от Алексей Гордеев

Связанные вопросы