Что в космическом ракетостроении лучше? Много-много маленьких двигателей или один большущий?

Что в космическом ракетостроении лучше много-много маленьких двигателей типа как у H-1 или как планирует Илон Маск в своей BFR, или один большущий типо как у Sea Dragon или Dedal (Ikar) ?
5 года назад от Николай Лось

4 Ответы

0 голосов
Это загадка до сих пор.
На МКС летают на доистрических ракетах.
Они надежные.
Современные ракеты дают вероятность устроить катастрофу 1 к 100.
Если МКС сделана до последнего болта в России и то были приколы, то толстые нигретянки в НАСА не способны даже на это.
5 года назад от Галина Пронина
0 голосов
В сверхтяжелой ракете НАСА SLS используются два ускорителя шаттла ( суммарная тяга 2800 тонн) плюс центральный блок водород-кислородных двигателей того же шаттла ( 4х200 тонн) . На третьей верхней ступени стоит двигатель RL-10 от Сатурна-1 Много маленьких можно ставить, когда мощность ракеты небольшая ( например Союз) . Для сверхтяжелых ракет лучше иметь сверхмощные двигатели.
5 года назад от Phillip48J61
0 голосов
Лично ни разу не спец. Но читал неоднократно, что множество двигателей на Н1 поставили не от хорошей жизни, а из-за физического отсутствия одного двигателя требуемой мощности и тяги.
Что ж, по логике плюс здравому смыслу очевидно, что синхронизировать работу десятка двигателей сложне, чем успешно запустить один.

С другой стороны, историки космического ракетостроения говорят, что схема параллельного включения множества двигателей, тем не мене, может оказаться практичной и достаточно надёжной. Если она дополняется надёжным автоматическим управлением.
Неудачные запуски лунной ракеты Н1 связывают с неполадками и отказами в системе управления двигателями, а не с двигателями как таковыми.
Современная автоматика на основе современной элементной базы гораздо надёжне той, которая использовалась для управления двигателями Н1 (последний запуск этой ракеты - третий, кажется - состоялся вроде бы в конце семядисятых) .
То есть, если бы оставшиеся девять ракет не порезали бы на фиг, сегодня - как знать - с современной электроникой и кибернетикой эти штуки вполне могли бы и летать.

Если это так, то использование множества ракетных двигателей впараллель, сегодня может и сработать. Хотя вот пятьдесят лет назад у Королева и Мишина это и не получилось.

Пардон, если проврался в чем, но вот такое у меня сложилось неквалифицированное мнение.
5 года назад от Адекватный Игрок
0 голосов
Один большой дороже, чем несколько маленьких. Проблемой раньше было синхронное управление большим числом двигателей. Сейчас процессоров больше чем людей и проблема решается элементарно.
5 года назад от жьтио ъзоршз

Связанные вопросы