Как называется это явление в материаловедении, в металловедении? И что это за явление? Расскажите о нём, пожалуйста.

Не раз замечал:
Когда железо ржавет,
ещё не выржавевше железо становится твёрдым и ломким.
И твёрдость у него повышается,
и вместо того, чтобы гнуться, оно предпочитает ломаться.

Верно ли, что при ржавлении железки, оставшеся железом железо закаливается?
И чем больше железа (стали) превратилось в ржавчину,
тем боле калённым стало оставшеся железо?
Как такое явление называется по научному?
Каков его механизм?

Примеры:

1. Мой:
Зашёл я как-то на заброшенную промзону,
там было соружение, покрытое листовым железом,
каковой кровли уже не осталось – вся выржавела и осыпалась на землю.
Я хотел набрать (отодрать ломиком=фомкой) себе железных стропил от этой кровли –
– железных полосок шириной 20 мм, и толщиной 6 мм.
Эти полоски были приварены параллельно краю крыши,
поперёк боле мощных, скажем так, стропилин-шпангоутов, перпендикулярных краю крыши.
Ясно, что полоски были изготовлены заводом-изготовителем, как фасонный прокат из мягкого железа, которое можно сваривать.
Но, отдирая их, я обнаружил, что заржавев, они вели себя, как калённые;
причём заметил закономерность:
чем больше заржавела полоска в данном месте,
чем больше железа из неё стало ржавчиной,
тем боле калённой стала полоска в этом месте
 (тем боле калённым стало оставшеся железо) .

2. Знакомый работал в строительной артели.
Он рассказывал, что однажды они строили что-то в деревне на деревенском подворье.
Для строительства потребовались железные стержни
 (в качестве арматуры в железобетон? ) ,
и они добывали железные прутки невдалеке
из заброшенной грунтовой дороги.
Дорога была грунтовая,
но армированная сеткой стальных стержней,
причём стержни укладывали (закапывали) в грунт дороги покрытыми толстым слоем смолы.
Но за много десятилетий смола с них сошла и стержни поржавели,
и они всей артелью удивлялись:
Наверняка ведь эти стержни сделали из мягкого железа!
Так какого чёрта они (заржавев) стали твёрдыми, жёсткими и ломкими!
Ещё он рассказал,
что на одном той дороге они нашли участок,
где стержни не утратили смоляное покрытие,
и стержни с этого участка были мягкими и гибкими (а не ломкими) .
7 года назад от ирина кузнецова

2 Ответы

0 голосов
Ржавчина твердая и хрупкая, конструкционная сталь мягкая и пластичная.
Ломаются "железяки" из-за концентраторов напряжения на поверхности, т. н. "язвы".
7 года назад от Nikita Frolov
0 голосов
Это называется бред. Ничего общего между корозией стали и закалкой нет. При корозии, или ржавлении, стали происходит электрохимический процесс. А термобработка стали это в большей степени процесс физический.
7 года назад от DIAMOND ............

Связанные вопросы